x, y, z

Философия Мераба Мамардашвили

Диана Гаспарян

Комментарии: 0

Почему у Мераба Мамардашвили было не меньше критиков, чем поклонников? В чем заключался главный вопрос Мамардашвили? Насколько важно его влияние на философию сегодня? О специфике сознания, некритическом мышлении и философском перформансе Мераба Мамардашвили рассказывает кандидат философских наук Диана Гаспарян.

Первое, что бросается в глаза, когда мы знакомимся с его творчеством, по большей части устным, — это мастерство самого перформанса. Это у почитателей и поклонников Мамардашвили вызывает всяческое воодушевление, а у критиков — некоторый скепсис. Когда говорят о том, что Мамардашвили читал лекции, они были очень красноречивые, яркие, но какой-то содержательной, информативной составляющей там, может быть, было не так много.

Дело в том, что, действительно, наше мышление устроено таким образом, что очень много важнейших фундаментальных истин для нас, в которые мы не просто верим, а которыми мы бесперебойно пользуемся, в действительности являются такими, что как только мы начинаем о них рассуждать, то мы запутываемся, и оказывается, что мы ничего про них не знаем, а просто придерживаемся некоторого некритически принятого верования.

В чем проблема разговора о сознании? Даже сама моя формулировка уже является неправильной, потому что о сознании говорить нельзя. Сознание не является объектом. Вся философская работа Мамардашвили во многом была направлена на то, чтобы передать эту интуицию.

Диана Гаспарян, кандидат философских наук, PhD, доцент Школы философии НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник лаборатории исследования философии ЦФИ НИУ ВШЭ.
Комментарии: 0